Герой нашего времени художественный метод - Вопросы по литературе. Национальное своеобразие русской литературы. Периодизация русской литературы первой половины 19 века

ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ": Спор об идейных исканиях Лермонтова в значительной мере сводится к тому, романтические или реалистические тенденции легли в основу романа. Романтизм Лермонтова выражен настолько отчетливо и ясно, что трудно его отрицать. Он признается, пусть с разными оговорками и ограничениями, почти всеми исследователями.

В то же время, по общепринятой концепции, Лермонтов преодолевает романтизм, реалистические принципы усиливаются и укрепляются в борьбе с эстетикой романтизма. А в конце х годов происходит решительный перелом и поэт переходит на позиции критического реализма.

Понимание романа как произведения реалистического, впервые выдвинутое еще Белинским, получило конкретно-историческое осмысление и всестороннюю разработку и в книге Е. Другие исследователи стараются примирить романтизм и реализм в творчестве Лермонтова, указывая на их сосуществование. К такому выводу Р. Альбеткова приходит в результате плодотворной исследовательской работы над романом. По ее мнению, основа романа реалистическая.

Романтической чертой является создание образа главного героя.

Художественный метод Лермонтова в «Герое нашего времени» (Герой нашего времени Лермонтов)

Печорин - романтик по своему мироощущению и жизненной позиции. Обстоятельства в романе представлены реалистически. Трагическая судьба Печорина, по мнению автора, осмыслена как следствие эпохи, которая уродует лучшие качества человека и не дает ему возможности найти выход. Исследователь так же, как и Альбеткова, указывает на социальную сторону романа, которая отражается через изображение внутреннего мира героев.

Фохт делает предположение о том, что Лермонтов стремился реалистически рассмотреть романтический характер героя. Все это не могло уложиться в выработанный романтизмом жанр поэмы. Еще Пушкин перешел в этих целях от поэмы к роману, правда, стихотворному. Однако, как отмечает К.

Лермонтов не был чужд мечтательности, но в отличие от романтиков типа Жуковского не отворачивался от действительности, не уходил в призрачный мир.

Кроме вопроса о художественном методеспорным оказалось и суждение о личности главного героя. Принято считать, что Печорин изображен Лермонтовым статично. Так, в Лермонтовской энциклопедии читаем: К подобному выводу приходит и В. Писатель ставил перед собой задачу как можно глубже и тоньше разобраться во внутренней жизни своего героя и в яркой картине запечатлеть духовную драму, какую переживала лучшая дворянская интеллигенция в условиях николаевского режима. Следует отметить, что эти положения нуждаются в уточнении и учете иных точек зрения.

Они не в полной мере, как считает И. Гурвич, отражают диалектику художественного образа. Его, как считают, интересует уже сложившееся состояние духа; поэтому ему незачем воссоздавать предшествующие этапы духовного развития.

Каждая жизненная ситуация, в которую попадает Печорин, позволяет ему делать определенного рода обобщения, умозаключения, определяющие его позицию и роль в окружающем мире. Печорин не постиг жизнь, он ее постигает. Разносторонние исследования позволяют сделать вывод о том, что идейные искания Лермонтова определены двумя тенденциями: Но философичность Лермонтова, так явственно выраженная в его произведениях, трудно поддается определению.

Исследователи не располагают достоверными сведениями о систематических занятиях Лермонтова. Однако философия Лермонтова как художника отмечена устремленностью к постижению прежде всего самосознания. Самосознание человека оказывается в творчестве поэта основной проблемой образного постижения действительности, субъективное выступает как объект художественного осмысления.

Исследуя философские мотивы ранней лирики Лермонтова, Б. Самые важные из них - вопрос о добре и зле и связанный с ним вопрос о свободе воли и ее направлении. Все эти составляющие свойственны Печорину и могут быть обнаружены на протяжении всего романа. Это заключение может поспорить с точкой зрения И. Интересная точка зрения представлена А. Но поставлен этот эксперимент в форме спектакля. Герой строит свои отношения по законам театра, сам сочиняя пьесу и стремясь разыграть ее на сцене жизни, вовлекая в свою игру других людей, не подозревающих о своем участии в этом спектакле.

Реализм и романтизм романа М. Вопросы теории истории эстетики. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. О развитии художественного мышления в русской литературе. Коней XVIII - первая половина XIX вв. Лермонтов в русской литературе. Художественное пространство - мир Лермонтова.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проблематика и композиционная самобытность. Художественный метод писателя и споры о нём.

Сочинения в двух томах. Лермонтова "Герой нашего времени". Бесплатный конструктор сайтов - uCoz.